Гравюры XVII — середины ХХ века из коллекции Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Название выставки – цитату из У.Шекспира – можно понимать буквально: выставка отражает интерес М.Ларионова к истории театра, танца, костюма, цирку и представляет работы со всего мира. Люблю я всякий антиквариат и ретро - поэтому пойду!
Вот более подробное описание выставки: Экспозиция состоит из разделов, отражающих разнообразие коллекции. Раздел "Необыкновенное путешествие" познакомит с афишами середины XVIII – начала ХХ веков, напечатанными в разных странах и приглашающими увидеть различные зрелища: цирк, фокусы, театр, танец. Раздел "Весь мир – театр" посвящен гравюре Западной Европы начала XVI–XVIII веков. Он знакомит с основными европейскими гравировальными техниками и отражает театрализованную, зрелищную природу европейского искусства того времени, проявляющуюся в разных формах в исторической и религиозной композиции, пейзаже и интерьере, бытовом жанре, портрете и пр.
"La vie parisienne" представлена в образах, созданных классической французской сатирической литографией и ксилографией середины XIX века. Это сцены из жизни артистов, художников и циркачей, завсегдатаев оперных лож и обитателей закулисья, балы и маскарады, вариации на вечную тему "талантов и поклонников" – миф о жизни французской богемы, созданный самими французами.
Русскому искусству гравюры отдан раздел "…И дым отечества…". Его украшает превосходная серия литографий начала XIX века с изображениями типов петербургских простолюдинов – мастеровых, разносчиков, торговцев. Здесь представлены разнообразные материалы по истории лубка: народные картинки XVIII – второй половины XIX века, а также варианты авторских лубков первых двух десятилетий ХХ века: старообрядческий лубок, лубок двух войн – Первой мировой и Гражданской.
Раздел "В ритме танца" посвящен изображению танцев различных народов мира в гравюрах европейских художников конца XVIII – начала ХХ веков. В центре его – серия колорированных акварелью итальянских акватинт, несущих в себе дыхание поэтики романтизма. Дополняют раздел материалы к иконографии двух блистательных танцовщиц классического балета 1820–1840-х годов – М.Тальони (лирический танец) и Ф.Эльслер (характерный танец).
"Но Запад есть Запад, Восток есть Восток…": древняя восточная культура увиденная глазами европейцев – художников первой половины ХХ века. В разделе представлены литографии друга М.Ларионова и Н.Гончаровой, английского художника Ч.Ф.Винцера (Индия, китайский традиционный театр) и листы из альбома "Кабуки" А.Е.Яковлева.
Раздел "…Под вишнями в цвету" представляет японскую ксилографию XVIII – начала ХХ веков: афиши театра "Кабуки", изображения актеров в различных амплуа и обитательниц веселых кварталов, образы японской мифологии и литературы, пейзаж и городской жанр, сцены придворной жизни императора Мэйдзи. Зал украшают катагами – трафареты для нанесения орнамента на ткань.
В разделе "С Новым годом, с праздником весны!" экспонируются китайские и вьетнамские новогодние народные картины. Это благопожелательные лубки, лубки-обереги, иллюстрации к классическим произведениям древности и изображения сцен из театральных спектаклей. Здесь же представлены литографированные лубочные картинки из Индии и Камбоджи.
|